Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Совхакасская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА
на заседании Педагогического совета с учётом
мнения Совета обучающихся
и Совета родителей (законных представителей)
протокол от 29.08.2025 № 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Совхакасская СОШ»
от 29.08.2025 №28
ОСНОВНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа основного общего образования (далее - ООП
ООО)
разработана
с
учётом
особенностей
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения «Совхакасская средняя общеобразовательная школа»
(далее - МБОУ «Совхакасская СОШ»), на основе преемственности между уровнями
образования.
Основная образовательная программа основного общего образования разработана в
соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №287
(далее - ФГОС ООО);
- федеральной образовательной программы основного общего образования
(приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993).
- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Совхакасская средняя общеобразовательная школа».
При реализации ООП ООО учтены требования:
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
Содержание ООП ООО представлено учебно-методической документацией,
определяющей базовые объем и содержание образования уровня основного общего
образования, планируемые результаты освоения образовательной программы в
соответствии с ФОП ООО.
ООП ООО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
1. Целевой раздел ООП ООО определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения
достижения этих целей и результатов.
2. Содержательный раздел ООП ООО включает программы, ориентированные на
достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
- рабочие программы учебных предметов;
- программу формирования у обучающихся универсальных учебных действий;
- рабочую программу воспитания.
3. Организационный раздел ООП ООО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия
реализации программы основного общего образования и включает:
- федеральный учебный план;
- план внеурочной деятельности;
- федеральный календарный учебный график.
Образовательная программа предназначена для определения перспективных
направлений деятельности школы в связи с имеющимся социальным заказом и прогнозом
его изменений.
В программе отражены тенденции изменения школы и охарактеризованы главные
направления модернизации её деятельности: организация общеобразовательного процесса
и управление школой на основе инновационных технологий.
Программа является руководством к действию для педагогического коллектива
МБОУ «Совхакасская СОШ» на 2025-2030 учебные годы и выполняет социальный заказ на
образование, который складывается из
• государственного
заказа,
который
определяется
государственным
образовательным стандартом, социальным запросом района и региона (выпускники школы
ориентированы на поступление в учебные заведения города Абакана и городов Сибири);
• потребностей учащихся;
• ожиданий родителей;
• профессионально-педагогической потребности и возможностей учителей
школы;
• требований и ожиданий образовательных учреждений города
Родители обучающихся хотят, чтобы школа:
• обеспечила возможность получения ребенком качественного основного общего
и среднего общего образования;
• осуществляла работу с позиции личностно-ориентированного обучения,
создавая тем самым наилучшие условия для развития и максимальной реализации
обучающихся в настоящем и будущем;
• обеспечила качественную подготовку школьников к поступлению в
учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
• организовала интересный досуг детей;
® создавала условия для
удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей
школьников;
ф ормирования информационной грамотности и овладения современными
информационными технологиями;
сохранения и укрепления здоровья детей.
Обучающиеся хотят, чтобы в школе:
• было интересно учиться;
• имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для
успешной учебной деятельности, общения, самореализации, личностного развития и
успешной социализации;
• была возможность получить качественное основное общее образование и
начальные знания о профессиях;
• имелись условия для освоения современных информационных технологий.
Педагоги ожидают:
• создания в школе комфортных психо лого-педагогических и материальных
условий для осуществления профессиональной деятельности для достижения
планируемых результатов;
• улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
• создания условий для творческой самореализации в профессиональной
деятельности.
В течение нескольких лет педагогический коллектив знакомился, изучал и
апробировал различные педагогические технологии, исходя из которых, была выбрана
стратегическая цель
совершенствование качества образования через создание условий развития
образовательной системы школы
Содержание образования на уровне основного общего образования ориентировано
на
• обеспечение самоопределения и саморазвития личности обучающихся,
создание условий для ее самореализации;
• создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и
развития индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее
качеств;
• совершенствование учебных умений и навыков самообразовательной работы
при условии эффективного использования времени индивидуальных консультаций,
групповых форм сотрудничества;
• совершенствование организации предпрофильного обучения;
• участие в школьных проектах «Одаренные дети», «Здоровые дети - здоровое будущее»,
«Как создать ситуацию успеха для учащихся»;
Цели реализации ООП ООО
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее
образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление
и формирование личности обучающегося: формирование нравственных убеждений,
эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и
межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской
Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей,
интересов, способностей к социальному самоопределению.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных
задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
ФГОС ООО и ФОП ООО;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
общего образования; обеспечение доступности получения качественного основного
общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том
числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
• реализацию программы воспитания, обеспечение индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем
культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее
самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных
отношений;
• взаимодействие с социальными партнерами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей,
проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через
систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том
числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;
• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• участие
обучающихся,
их
родителей
(законных
представителей),
педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта
реального управления и действия;
• социальное и учебно-исслсдоватсльскос проектирование, профессиональная
ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Обучающиеся, не освоившие программу основного общего образования, не
допускаются к обучению на следующих уровнях образования.
Основная образовательная программа основного общего образования является
основным документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной
части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1
.1.1. Принципы формирования и механизмы реализации ООП ООО
В основе реализации основной образовательной программы основного общего
образования МБОУ «Совхакасская СОШ» лежит системно - деятельностный подход,
который предполагает:
—
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского
гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения
его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
—
ориентацию на достижение цели и основного результата образования —
развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
личности
обучающегося,
его
активной
учебно-познавательной
деятельности,
формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
—
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при
построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных
целей и путей их достижения;
Основу образования в МБОУ «Совхакасская СОШ» составляет общая
интеллектуальная и универсально гуманитарная подготовка, обеспечивающая высокий
уровень развития личности на основе предметных знаний, отечественной и мировой
литературы, мировой художественной культуры. В то же время будут учтены запросы
обучающихся и их родителей (законных представителей) на открытие в отдельных классах
групп естественнонаучной или технологической направленности.
Образовательная программа направлена на обеспечение уровня образованности,
соответствующего интеллектуальному потенциалу ученика, на развитие у обучающихся
культуры умственного труда, навыков самообразования, методов и средств научного
познания.
Образовательная программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных
возможностей ученика, в освоении основ личностного самоопределения.
Родителей - в обеспечении условий для развития интеллектуального потенциала
7
ученика, получения ими глубоких знаний, обеспечивающих подготовку к продолжению
образования.
Общества - в реализации образовательных программ, обеспечивающих
воспитание у учащихся таких личностных качеств как - способность к выбору, готовность
к ответственности, сотрудничеству, ориентация на нравственную оценку и самооценку.
Бограда — в воспитании жителя района и села, способного сохранить его традиции,
его материальные и духовные ценности и решать проблемы дальнейшего развития своего
района и села.
ВУЗов города - в притоке молодежи, осознанно и обоснованно определившей пути
своего дальнейшего жизненного нуги.
Основная образовательная программа учитывает психолого-педагогические
особенности развития детей 11—15 лет:
— направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку
учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных
действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— способность проектирования собственной учебной деятельности и
построение жизненных планов во временной перспективе;
— готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками;
— готовность принять изменения в формах организации учебной деятельности.
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность
формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности
связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения
образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФГОС ООО устанавливает требования к трем группам результатов освоения
обучающимися программ основного общего образования: личностным, метапредметным и
предметным.
Требования к личностным результатам включают:
•
осознание российской гражданской идентичности;
•
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
•
ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности;
•
сформированность
внутренней
позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты освоения ООП ООО достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и само- развития, формирования внутренней позиции
личности.
Личностные результаты освоения ООП ООО отражают готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания,
патриотического
воспитания, духовно-нравственного
воспитания, эстетического
воспитания,
физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания,
осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды.
Метапредметные результаты включают:
•
освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных
предметов, учебных курсов, модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
•
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
•
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками
и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
•
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение овладевать:
— универсальными учебными познавательными действиями;
— универсальными учебными коммуникативными действиями;
— универсальными регулятивными действиями.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями предполагает
умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия,
работать с информацией.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями включает
умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта
ФГОС ООО определяет предметные результаты освоения программ основного
общего образования с учетом необходимости сохранения
фундаментального
характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения
успешного продвижения обучающихся на следующем уровне образования.
Предметные результаты включают:
• освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний,
умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
• предпосылки научного типа мышления;
• виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.
Требования к предметным результатам:
• сформулированы в деятельностной форме с усилением акцента на
применение знаний и конкретные умения;
• определяют
минимум содержания гарантированного государством
основного общего образования, построенного в логике изучения каждого учебного
предмета;
• определяют требования к результатам освоения программ основного общего
образования по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «Английский язык»,
«История», «Обществознание», «География», «Изобразительное искусство», «Музыка»,
«Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности» на
базовом уровне;
• определяют требования к результатам освоения программ основного общего
образования по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия»,
«Биология» на базовом и углубленном уровнях;
• усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и
мира в целом, современного состояния науки.
1.3.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Общие положения
Система оценки достижения планируемых результатов (далее — система оценки)
является частью управления качеством образования в МБОУ «Совхакасская СОШ» и
служит основой «Положения об оценке образовательных достижений обучающихся».
Система оценки способствует поддержанию единства всей системы образования,
обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными
функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых
результатов освоения ООП ООО и обеспечение эффективной «обратной связи»,
позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в Учреждении
являются:
•
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах
обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур
внутреннего
мониторинга,
мониторинговых
исследований
муниципального,
регионального и федерального уровней;
•
оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа
аттестационных процедур;
•
оценка результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой
выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах
освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной
организации.
Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
•
стартовую диагностику,
• текущую и тематическую оценку,
•
внутришкольный мониторинг образовательных достижений,
•
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
К внешним процедурам относятся:
•
государственная итоговая аттестация,
•
независимая оценка качества образования
•
мониторинговые исследования муниципального, регионального и
федерального уровней.
В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации
реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке
образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений
проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и
учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности
учащихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых
выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме и в
терминах, обозначающих компетенции функциональной грамотности учащихся.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной
работы с учащимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к
представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже
базового. Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся
решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми
обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является
достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется с
помощью:
•
оценки предметных и метапредметных результатов;
•
использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей,
тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных
образовательных достижений и для итоговой оценки;
•
использования контекстной информации (особенности обучающихся,
условия в процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях
управления качеством образования;
•
использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно
дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов,
практических работ, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и
самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний (тестов), динамических показателей
усвоения знаний и развитие умений, в том числе формируемых с использованием
цифровых технологий.
Особенности оценки метапредметных и предметных результатов
Особенности оценки метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые
представлены впрограмме формирования универсальных учебных действий обучающихся
и отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных
учебных
действий,
а
также
систему
междисциплинарных
(межпредметных) понятий.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается совокупностью всех
учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов является
овладение:
универсальными учебными познавательными действиями (замещение,
моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции,
включая общие приемы решения задач);
— универсальными учебными коммуникативными действиями (приобретение
умения учитывать позицию сббёсёднйка, организовывать й осуществлять сотрудничество,
взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи,
учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию,
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности' и
сотрудничества с партнером);
— универсальными учебными регулятивными действиями (способность принимать
и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и
оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить
новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется администрацией
образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и
периодичность
внутришкольного
мониторинга
устанавливается
решением
Педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе и включает
диагностические материалы по оценке читательской и цифровой грамотности,
сформированное™ регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Наиболее адекватными формами оценки являются:
• для проверки читательской грамотности — письменная работа на
межпредметной основе;
• для проверки цифровой грамотности — практическая работа в сочетании с
письменной (компьютеризованной) частью;
• для проверки сформированное™ регулятивных, коммуникативных и
познавательных учебных действий — экспертаая оценка процесса и результатов
выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью
не менее чем один раз в два года.
Основной процедурой итоговой оценки достажения метапредметных результатов
является защита итогового индивидуального проекта, которая рассматривается как допуск
к государственной итоговой аттестации.
Итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с
целью продемонстрировать свои достажения в самостоятельном освоении содержания
избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и
осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую и др.). Выбор темы итогового
проекта осуществляется обучающимися.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть одна из следующих
работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического
или стихотворного про- изведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как
тексты, так и мультимедийные продукты.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста
работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Защита проекта осуществляется на школьной конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения экспертной
комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации
обучающегося и отзыва руководителя.
Критерии оценки проектной работы разработаны с учетом целей и задач проектной
деятельности на данном этапе образования. Критерий —- признак, на основании
которого
производится оценка, определение или классификация исследуемого объекта;
свойство изучаемого объекта, которое позволяет судить о его состоянии и уровне
функционирования и развития.
Проектную деятельность целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обо- снование и создание модели, прогноза,
макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированное™ познавательных учебных действий.
2. Сформированное™ предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во
времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять
выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникатавных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и
оформить выполненную
работу,
представить
её
результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
Особенности оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Основой для оценки
предметных результатов являются положения ФГОС ООО, представленные в
разделах I «Общие положения» и IV «Требования к результатам освоения программы
основного общего образования».
Формирование предметаых результатов обеспечивается каждым учебным
предметом.
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей,
релевантных соответствующим моделям функциональной (математической, естественно
научной, читательской и др.).
Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание и
понимание, применение, функциональность.
Обобщенный критерий «Знание и понимание» включает знание и понимание роли
изучаемой области знания/вида деятельное™ в различных контекстах, знание и
понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов.
Обобщенный критерий «Применение» включает:
— использование изучаемого материала при решении учебных задач/проблем,
различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием когнитивных операций
и универсальных познавательных действий, степенью проработанное™ в учебном
процессе;
— использование специфических для предмета способов действий и видов
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и
преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой
деятельное™, учебно-исследовательской и учебно- проектной деятельное™.
Обобщенный
критерий
«Функциональность»
включает
использование
теоретического материала, методологического и процедурного знания при решении
внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских
умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций.
В отличие от оценки способности обучающихся к решению учебно
познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном
материале, с использованием критериев «знание и понимание» и «применение», оценка
функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся
применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в ситуациях,
приближенных к реальной жизни.
При оценке сформированное™ предметных результатов по критерию
«функциональность» разделяют:
— оценку7 сформированное™ отдельных элементов функциональной грамотное™
в ходе изучения отдельных предметов, т.е. способности применить изученные знания и
умения при решении нетипичных задач, которые связаны с внеучебными ситуациями и не
содержат явного указания на способ решения; эта оценка осуществляется учителем в
рамках формирующего оценивания по предложенным критериям;
— оценку сформированное™ отдельных элементов функциональной грамотности
в ходе изучения отдельных предметов, не связанных напрямую с изучаемым материалом,
например элементов читательской грамотное™ (смыслового чтения); эта оценка также
осуществляется учителем в рамках формирующего оценивания по предложенным
критериям;
— оценку сформированное™ собственно функциональной грамотности,
построенной на содержании различных предметов и внеучебных ситуациях. Такие
процедуры строятся па специальном инструментарии, не опирающемся напрямую на
изучаемый программный материал. В них оценивается способность применения
(переноса) знаний и умений, сформированных на отдельных предметах, при решении
различных задач. Эти процедуры целесообразно проводить в рамках внутришкольного
мониторинга.
Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур
текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля, а также
администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга.
Особенности оценки по отдельному предмету фиксируются в приложении к
образовательной
программе,
которая
утверждается
Педагогическим
советом
образовательной организации и доводится до сведения учащихся и их родителей
(законных представителей). Описание должно включить:
— список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их
формирования
и
способов
оценки
(например,
текущая/тематическая;
устно/письменно/практика);
— требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при
необходимости — с учетом степени значимости отметок за отдельные оценочные
процедуры);
— график контрольных мероприятий.
Организация и содержание оценочных процедур
Стартовая диагностика представляет собой процедуру оценки готовности к
обучению на данном уровне образования. Проводится администрацией образовательной
организации в начале 5 класса и выступает как основа (точка отсчета) для оценки
динамики образовательных достижений. Объектом оценки являются: структура
мотивации, сформированность учебной деятельное™, владение универсальными и
специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том
числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами,
логическими операциями. Стартовая диагностика может проводиться также учителями
с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). Результаты
стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и
индивидуализации учебного процесса.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального
продвижения в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть
формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и
диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся
существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются тематические
планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом
планировании. В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки
(устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные
и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учетом
особенностей учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности
учителя. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного
процесса; при этом отдельные результаты, свидетельствующие об успешности обучения и
достижении тематических результатов в более сжатые (по сравнению с планируемыми
учителем) сроки, могут включаться в систему накопленной оценки и служить основанием,
например, для освобождения ученика от необходимости выполнять тематическую
проверочную работу.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения
тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных
методических комплектах, рекомендованных Министерством просвещения РФ. По
предметам, вводимым образовательной организацией самостоятельно, тематические
планируемые результаты устанавливаются самой образовательной организацией.
Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце ее изучения.
Оценочные процедуры подбираются так, чтобы они предусматривали возможность
оценки достижения всей совокупности планируемых результатов и каждого из них.
Результаты тематической оценки являются основанием для коррекции учебного процесса
и его индивидуализации.
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой
активности учащегося, направленности, широты или избирательности интересов,
выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений,
демонстрируемых данным учащимся. В портфолио включаются как работы учащегося (в
том числе фотографии, видеоматериалы и т.п.), так и отзывы на эти работы (например,
наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии и проч.). Отбор работ и
отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным
руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без
согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов
формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в основной школе.
Результаты, представленные в портфолио, используются при выработке рекомендаций по
выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего
образования и могут отражаться в характеристике.
Внутришколъный мониторинг представляет собой процедуры:
— оценки уровня достижения предметных и метапредметных результатов;
— оценки уровня функциональной грамотности;
о ценки уровня профессионального мастерства учителя, осуществляемого на
основе административных проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа
качества учебных заданий, предлагаемых учителем обучающимся.
Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается
решением Педагогического совета. Результаты внутришкольного мониторинга являются
основанием для рекомендаций как для текущей коррекции учебного процесса и его
индивидуализации, так и для повышения квалификации учителя. Результаты
внутришкольного мониторинга в части оценки уровня достижений учащихся обобщаются
и отражаются в их характеристиках.
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации
обучающихся, которая проводится в конце учебного года но каждому изучаемому
предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной
оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в
документе об образовании (дневнике).
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых
результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является
основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к
государственной итоговой аттестации. Порядок проведения промежуточной аттестации
регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
(ст.58) и иными нормативными актами.
Государственная итоговая аттестация
В соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» государственная итоговая аттестация (далее — ГИА) является обязательной
процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы основного
общего образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Законом и иными
нормативными актами.
Целью ГИА является установление уровня образовательных достижений
выпускников. ГИА включает в себя два обязательных экзамена (по русскому языку и
математике). Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на
добровольной основе по своему выбору. ГИА проводится в форме основного
государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных
материалов (КИМ), представляющих собой комплексы заданий в стандартизированной
форме и в форме устных и письменных экзаменов с использованием тем, билетов и
иных форм по решению образовательной организации (государственный выпускной
экзамен — ГВЭ).
Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из результатов
внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА.
К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в
системе накопленной оценки и результаты выполнения итоговой работы по предмету.
Такой подход позволяет обеспечить полноту охвата планируемых результатов и выявить
кумулятивный эффект обучения, обеспечивающий прирост в глубине понимания
изучаемого материала и свободе оперирования им. По предметам, не вынесенным на ГИА,
итоговая оценка ставится на основе результатов только внутренней оценки.
Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования
государственного образца — аттестате об основном общем образовании.
Итоговая оценка по междисциплинарным программам ставится на основе
результатов внутришкольного мониторинга и фиксируется в характеристике учащегося.
Характеристика готовится на основании:
•
объективных показателей образовательных достижений обучающегося на
уровне основного образования;
•
портфолио выпускника;
•
экспертных оценок классного руководителя и учителей, обучавших
данного выпускника на уровне основного общего образования;
В характеристике выпускника:
•
отмечаются образовательные достижения обучающегося по освоению
личностных, метапредметных и предметных результатов;
•
даются педагогические рекомендации по выбору индивидуальной
образовательной траектории на уровне среднего общего образования с учетом выбора
учащимся направлений профильного образования, выявленных проблем и отмеченных
образовательных достижений.
Рекомендации педагогического коллектива по выбору индивидуальной
образовательной траектории доводятся до сведения выпускника и его родителей
(законных представителей).
2.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РАЗДЕЛ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ
2.1.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, УЧЕБНЫХ
КУРСОВ (В ТОМ
ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), УЧЕБНЫХ
МОДУЛЕЙ
По русскому языку, литературе, истории, обществоведению, географии, ОБЖ не
посредственно используются федеральные рабочие программы. Остальные программы
скорректированы с учетом обновленных ФГОС и ФОП.
Содержание учебных предметов отражено в Рабочих программах по предметам (на
уровень) и представлено на сайте МБОУ «Совхакасская СОШ» в разделе «Образование».
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ
У
ОБУЧАЮЩИХСЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Программа
формирования универсальных
учебных
действий
является
неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы
основного общего образования. Программа формирования УУД представлена в
Приложении №1
2.2.
2.3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в
том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и
физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного
общего образования.
Рабочая программа воспитания включает:
- Анализ воспитательного процесса в МБОУ «Совхакасская СОШ»;
- Цель и задачи воспитания обучающихся;
- Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики
МБОУ, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей;
- Систему поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой МБОУ «Совхакасская СОШ» совместно с семьей и другими
институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Рабочая программа воспитания МБОУ «Совхакасская СОШ» является приложением
к ООП ООО. Представлена на сайте МБОУ «Совхакасская СОШ» в разделе «Образование»
(Воспитательная работа)
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ
3.1. Федеральный учебный план основного общего образования
Учебный план основной образовательной программы основного общего
образования (далее - учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и
ФОП ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня
результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план:
•
фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
•
определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
•
распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным
годам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,
обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного
общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей
по
выбору
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное
изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ.
Учебный план разработан на основе варианта № 1 федерального учебного плана
Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 с учетом изменений, внесенных приказом
от 09.10.2024 № 704 для обучающихся, которые начнут обучение на уровне ООО с
01.09.2025г.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, в МОУ
«Совхакасская СОШ» использовано на:
•
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне;
•
введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
•
другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться
индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная
траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей,
темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения
образовательной программы основного общего образования. Продолжительность
учебного года на уровне основного общего образования составляет 34 недели.
В МБОУ «Совхакасская СОШ» установлен режим пятидневной учебной недели.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и
соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимально
допустимой образовательной нагрузки в течение дня в 5-6-х классах не превышает шести
уроков, в 7-9-х классах - семи уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов,
курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной
18
образовательной нагрузки:
•
в 5-х классах - 29 часов в неделю;
•
6-х классах - 30 часов в неделю;
•
7-х классах - 32 часа в неделю;
•
8-9-х классах - 33 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет 5338 часов.
Обучение в МБОУ «Совхакасская СОШ» ведется на русском языке.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных
курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области
«Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России»,
«Всеобщая история» и «История нашего края», на которые суммарно отводится по 3 часа в
неделю в 5-8-х классах.
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано для
увеличения учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части, в том числе на углубленном уровне. Так, на учебный предмет
«География/Леографическая картина мира» отводится по 1 часу в неделю в 5 классе.
С целью формирования читательской грамотности в часть, формируемую
участниками образовательных отношений, включен учебный курс «Смысловое чтение».
Курс изучается в 5-х, 8-х классах по 1 часу в неделю.
С целью формирования информационной грамотности в часть, формируемую
участниками образовательных
отношений,
включен учебный курс
"Основы
программирования" в 6 классе по 1 часу в неделю.
Также формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной
деятельности:
•
«Разговоры о важном» - отводится по 1 часу в неделю в 5-9-х классах;
• «Россия - мои горизонты» - отводится по 1 часу в неделю в 6-9-х классах
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы основного
общего образования определяет МБОУ «Совхакасская СОШ».
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
превышает продолжительности выполнения 2 часа - для 5-го класса, 2,5 часа - для 6-8-х
классов, 3,5 часа -для 9-го класса. Образовательной организацией осуществляется
координация и контроль объема домашнего задания обучающихся каждого класса по всем
предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок задается на текущем уроке, дублируется в
электронном журнале не позднее времени окончания учебного дня. Для выполнения
задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата,
оформление презентации, заучивание стихотворений), предоставляется достаточное
количество времени. Использование электронных средств обучения в ходе реализации
образовательной деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную
деятельность, проводится в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими
требованиями и Гигиеническими нормативами.
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с
положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ «Совхакасская
СОШ.
вариант N 1 для образовательных организаций, в которых обучение
ведется на русском языке для 5-дневной учебной недели;
Учебный план основного общего образования (пятидневная неделя)
С учетом изменений приказа 704
Количество часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
V
VI
VII VIII IX
класс класс класс класс класс
Всего
Обязательная часть
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранный язык
(английский)
3
3
3
3
3
15
Математика
5
5
-
-
-
10
Алгебра
-
-
3
3
3
9
Геометрия
-
-
2
2
2
6
Вероятность и статистика
-
-
1
1
1
3
Информатика
-
-
1
1
1
3
История
3
3
3
2
2,5
13,5
Обществознание
-
-
-
1
1
2
География
1
1
2
2
2
8
Физика
-
-
2
2
3
7
Химия
-
-
-
2
2
4
Биология
1
1
1
2
2
7
Изобразительное искусство
1
1
1
-
-
3
Музыка
1
1
1
1
-
4
Технология
Труд (технология)
2
2
2
1
1
8
Основы безопасности и защиты
Родины
Основы безопасности и
защиты Родины
-
-
-
1
1
2
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
2
10
27
28
30
31
32,5
148
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
2
2
2
2
0,5
8,5
Смысловое чтение
1
-
-
-
0,5
1,5
Изучаем географию
1
-
-
-
-
1
Углубленный курс биологии
-
1
-
-
-
1
Основы программирования
-
1
-
-
-
1
Финансовая грамотность
-
-
1
1
-
2
Читательская грамотность
-
-
1
1
-
2
Всего в неделю
29
30
32
33
33
157
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
неделе) в соответствии с действующими санитарными
правилами и нормами
29
30
32
33
33
157
Учебные недели
34
34
34
34
34
170
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественно-научные предметы
Естественно-научные предметы
Искусство
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Всего учебных часов на учебный период
986
1020 1088 1122
Разговоры о важном
1
1
1
Россия - мои горизонты
-
1
1
1122
5338
1
1
5
1
1
4
Курсы внеурочной деятельности
Первые шаги в науку
1
Мои первые опыты
1
1
1
1
За страницами учебников
Математический калейдоскоп
1
Изучаем хакасский язык
1
Юнармейцы
-
1
3
5,5
6,5
1
2
1
1
-
1
Юные историки
-
2
1
Кукольный театр
1
-
-
Вокально-хореографическая студия «Девчата»
1
-
-
2
Волейбол
-
-
Мир профессий
1
-
Футбол
9
2
2
-
10
-
2
-
9
9
1
2
-
2
Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности
1
12
33,5
Календарный учебный график для ООП среднего общего образования по
четвертям на 2025/26 учебный год при пятидневной учебной неделе
МБОУ «Сооакаескай СОШ»
1. Даты начала и окончания учебного года
1.1. Дата начала учебного года: 1 сентября 2025 года.
1 »2. Дата окончания учебного года для 5-8-х классов; 31 августа 2026 года.
1.3. Дата окончания учебного года для 9-х классов: определяется расписанием ГИА.
2. Периоды образовательной деятельности
2.1. Продолжительность учебного года
•
•
5-8-е классы — 34 учебных недели (не более 170 дней);
9-ё классы — 34 недели без учета ГИА.
З.Продолжительность каникул
5-9 классы
Учебный период
Продолжительност
Дата
Начало
Окончание
Количество
учебных недель
I четверть
01.09.2025
28.10.2025
8
II четверть
05.11.2025
30.12.2025
8
III четверть
12.01.2026
20.03.2026
10
IV четверть
30.03.2026
26.05.2026
8
Итого в учебном году
34
* Сроки проведения ГИА обучающихся устанавливают Минпросвещения и Рособрнадзор.
План внеурочной деятельности ООО на 2025-2026 учебный год
МБОУ «Совхакасская СОШ»
Форма организации
Классы/часы
Направление
Программа
внеурочной
внеурочной
5 6 7 8 9 Адеятельности
деятельности
2
«Разговоры о
Разговор или беседа с 1 1 1 1 1 31
Внеурочные
важном»
обучающимися
занятия
патриотической,
1 1
«НВП»
Курс
нравственной и
2
«Юнармейцы»
Отряд
экологической
тематики
1 1 1 1
Внеурочная
«Россия - мои
Профориентационные
деятельность по
горизонты»
занятия
развитию
1
«Мир профессий»
Курс
личности, ее
«Маршрут в мир
1
Курс
способностей,
профессий»
удовлетворению
образовательных
потребностей и
интересов,
самореализации
обучающихся, в
том числе
одаренных
Интегрированный
Внеурочная
«Первые шаги в
деятельность
науку»
курс
по удовлетворению
«Живая
Интегрированный
3
различных
лаборатория»
курс
интересов
Практикум
1
«Повторение
обучающихся
биологии
в рамках
подготовки к ОГЭ»
Практикум
1
«Повторение
географии
в рамках
подготовки к ОГЭ»
1
«Повторение химии Практикум
в рамках
подготовки к ОГЭ»
Практикум
1
«Повторение
математики
в рамках
подготовки к ОГЭ»
Практикум
1
«Повторение
русского языка
в рамках
подготовки к ОГЭ»
Практикум
«Повторение
информатики
в рамках
подготовки к ОГЭ»
Кружок
1
«Сложные вопросы
математики»
Кружок
1
«Основы
6
2
2
3
Внеурочная
деятельность,
направленная на
реализацию
комплекса
воспитательных
мероприятий на
уровне
образовательной
организации,
класса, занятия
Внеурочная
деятельность по
организации
деятельности
ученических
сообществ
(подростковых
коллективов)
Внеурочная
деятельность,
направленная на
организационное
обеспёчёниё
учебной
деятельности
программирования»
«Математический
калейдоскоп»
«Школьный театр»
«Кукольный театр»
«Волейбол»
«Футбол»
«Девчата»
Спортивный клуб
Школьный музей
«Ученический
совет»
«Движение
первых»
Еженедельная
организационная
линейка
1
1
1
Творческое
объединение
Кружок
секция
секция
Вокальнохореографическая
студия
Спортивное
объединение
Творческое
объединение
Объединение
0,5
Объединение
0,5
Общешкольное
собрание
0,5
1
2
2
2
2
2
2
1
1
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу;
обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том
числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы,
деловые игры и пр.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается
формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня
образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в
сетевой
форме),
включая
организации
дополнительного
образования,
профессиональные
образовательные организации, образовательные организации
высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно
спортивные и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
3.4. Федеральный календарный план воспитательной работы
Федеральный календарный план воспитательной работы реализуется в рамках урочной и
внеурочной деятельности.
Наряду с федеральным календарным планом воспитательной работы могут проводиться
иные мероприятия согласно федеральной рабочей программе воспитания, по ключевым
направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
10 сентября: Международный день памяти жертв фашизма.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День зашиты животных;
5 октября: День учителя;
25 октября: Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей
сотрудниковорганов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января: День российского студенчества;
27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады; День
освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко- фашистских войск в
Сталинградской битве;
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией;
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы
Великой Отечественной войны.
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби;
27 июня: День молодежи.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
Вторая суббота августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
Календарный план воспитательной работы содержит перечень событий и
мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся
МБОУ «Совхакасская СОШ» или в которых МБОУ «Совхакасская СОШ» принимает
участие в учебном году или периоде обучения.
Календарный план воспитательной работы является приложением к ООП ООО и
размещен на сайте МБОУ «Совхакасская СОШ»
3.5. Характеристика условий реализации ООП ООО в соответствии с
требованиями ФГОС ООО
Система условий реализации программы основного общего образования
соответствует требованиям ФГОС ООО и направлена на:
достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования, в том числе адаптированной, обучающимися, в том числе обучающимися с
ОВЗ;
развитие личности, ее способностей, удовлетворения образовательных
потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через
организацию урочной и внеурочной деятельности, социальных практик, включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, практическую
подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении;
формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать
учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных
предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного
образования и ориентации в мире профессий;
формирование социокультурных и духовно-нравственных ценностей
обучающихся, основ их гражданственности, российской гражданской идентичности и
социально- профессиональных ориентаций;
индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и
реализации индивидуальных учебных планов, обеспечения эффективной самостоятельной
работы обучающихся при поддержке педагогических работников;
участие обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и педагогических работников в проектировании и развитии программы
основного общего образования и условий ее реализации, учитывающих особенности
развития и возможности обучающихся;
включение обучающихся в процессы преобразования внешней социальной среды
села, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации
социальных проектов и программ, в том числе в качестве волонтеров;
формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,
общественной, проектной, учебно-исследовательской, спортивно-оздоровительной и
творческой деятельности;
• формирование у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового
и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
• использование в образовательной деятельности современных образовательных
технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся и развитие различных
форм наставничества;
• обновление содержания программы основного общего образования, методик и
технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования,
запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся с учетом национальных и культурных особенностей Республики Хакасия;
эффективное использования профессионального и творческого потенциала
педагогических и руководящих работников школы, повышения их профессиональной,
коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
эффективное управления Учреждением с использованием ИКТ, современных
механизмов финансирования реализации программ основного общего образования.
При реализации ООП ООО в рамках сетевого взаимодействия используются ресурсы
организаций, направленные на обеспечение качества условий образовательной
деятельности, а именно: МБУ "Дом Творчества",ДЮСШ"
3.5.1. Описание кадровых условий реализации ООП ООО
Для обеспечения реализации программы основного общего образования
образовательная организация укомплектована кадрами, имеющими необходимую
квалификацию для решения задач, связанных с достижением целей и задач образовательной
деятельности.
Общее количество педагогических работников - 19 (на 01.05.2025) человек. 15
человек имеют высшее образование; 4 - среднее профессиональное. Коллектив школы
работоспособен, методически грамотен. Текучести кадров нет, регулярно пополняется
молодыми педагогами.
Аттестация всегда была одним из наиболее значимых факторов профессионального
становления педагога, реализации его творческого потенциала, успешности в целом.
Результатом этой серьезной целенаправленной работы стала стабильность
качественного состава педагогов ОУ: на 01.09.2025 аттестованных учителей 63 %. Во
втором полугодии 2024 - 2025 учебного года на аттестацию подали заявления 5 педагогов. .
В школе созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической,
методической и информационной поддержки педагогических работников, по вопросам
реализации основной образовательной программы основного общего образования,
использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения
комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и
эффективности внедрения инноваций. Основным условием формирования и наращивания
необходимого и достаточного кадрового потенциала школы является обеспечение в
соответствии с новыми образовательными реалиями и задачами адекватности системы
непрерывного педагогического образования происходящим изменениям в системе
образования в целом. Все учителя вовремя проходят курсовую подготовку. При этом могут
быть использованы различные образовательные организации, имеющие соответствующую
лицензию. Ожидаемый результат повышения квалификации — профессиональная
готовность работников образования к реализации обновлённых ФГОС ООО:
• обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему
ценностей современного образования;
• принятие идеологии обновлённых ФГОС ООО;
• овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами,
необходимыми для успешного решения задач обновлённых ФГОС ООО.
3.5.2. Описание психолого-педагогических условий реализации ООП ООО
Психолого-педагогические условия, созданные в образовательной организации,
направлены на:
1) обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательной
деятельности при реализации ООП ООО;
2) успешное прохождение социально-психологической адаптации обучающихся к
условиям Учреждения с учетом специфики их возрастного психофизиологического развития,
включая особенности адаптации к социальной среде;
3) формирование и развитие психолого-педагогической компетентности работников
Учреждения и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
4) профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и
повышенной тревожности.
Психолого-педагогическое сопровождение реализации ООП ООО осуществляется
квалифицированными специалистами:
— педагогом-психологом;
— учителем-логопедом;
— социальным педагогом.
В процессе реализации ООП ООО обеспечивается психолого-педагогическое
сопровождение участников образовательных отношений посредством системной деятельности и
отдельных мероприятий, обеспечивающих:
— формирование и развитие психолого-педагогической компетентности;
— сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья
обучающихся;
— поддержка и сопровождение детско-родительских отношений;
— формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
— дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания с учетом особенностей
когнитивного и эмоционального развития обучающихся;
— мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление, поддержка и
сопровождение одаренных детей, обучающихся с ОВЗ;
— формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников;
— поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
— формирование психологической культуры поведения в информационной среде; —
развитие психологической культуры в области использования ИКТ
В процессе реализации ООП осуществляется индивидуальное психолого- педагогическое
сопровождение всех участников образовательных отношений, в том числе:
— обучающихся с задержкой психического развития (3 человека);
— обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (2 ученика);
— педагогических, учебно-вспомогательных и иных работников образовательной
организации, обеспечивающих реализацию программы основного общего образования;
— родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Психолого-педагогическая
поддержка участников
образовательных
отношений
реализуется диверсифицировано, на уровне образовательной организации, классов, групп, а
также на индивидуальном уровне. В процессе реализации основной образовательной программы
используются такие формы психолого-педагогического сопровождения как: диагностика, направленная на определение особенностей статуса обучающегося,
которая может проводиться на этапе перехода ученика на следующий уровень образования и в
конце каждого учебного года
- консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и
психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной
организации;
- профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа,
осуществляемая в течение всего учебного времени.
Особую роль выполняет педагог-психолог, который участвует в различных видах
деятельности, ориентированных на решение образовательных проблем учащихся
(при необходимости инициирует их); это могут быть заседания методических
объединений, педагогические консилиумы, «круглые столы».
Он ведёт психолого-методическую работу с педагогами, испытывающими
трудности в построении отношений с отдельными учащимися, оказывает помощь
молодым специалистам в психологической адаптации к новой профессиональной
ситуации и новому коллективу.
При введении обновлённых ФГОС ООО в 5-9-х классах в деятельности педагогапсихолога ведущими определены следующие направления:
•
Сопровождение внедрения ФГОС ООО (просвещение педагогов и родителей
по психолого-педагогическим аспектам)
•
Диагностика обучающихся на предмет формирования УУД
•
Участие в оценке достижений планируемых метапредметных и личностных
результатов (психолог оказывает консультативную помощь педагогам при оценке
достижений планируемых метапредметных и личностных результатов)
•
Участие в реализации программы формирования УУД с учетом
психологических и возрастных закономерностей
•
Разработка и реализация групповых развивающих занятий по формированию
УУД у обучающихся (тренинговые занятия, направленные на личностное развитие
обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий)
•
Выявление обучающихся с проблемами формирования УУД (разработка и
реализация индивидуальных программ коррекционного воздействия, предоставление
рекомендаций педагогам и родителям ребенка, испытывающего трудности в обучении)
• Профилактика профессионального выгорания педагогов (психологическая
поддержка педагогов в ситуации, связанной с коренными изменениями в
организации
образовательной
деятельности;
организация
тренингов
развития
профессиональных и личностных компетенций учителя)
Психологический анализ уроков в аспекте системно-деятельного подхода,
включающий:
1) оценку соблюдения на уроке принципов психологической комфортности,
психологического состояния обучающихся на протяжении всего урока и учебного
процесса в целом;
2) выявление проблемных зон в индивидуальном психологическом развитии
обучающихся с последующим корректированием;
3) исследование динамики качественных показателей работоспособности
(активности, внимания, мотивации, утомляемости, отвлекаемости, тревожности и т.д.) для
дальнейшей разработки психологических рекомендаций учителю;
4) помощь в создании педагогами психологически комфортных условий на уроках
для успешного формирования ведущих компетенций обучающихся.
3.5.3. Финансовое обеспечение реализации ООП ООО
Финансовое обеспечение реализации ООП ООО опирается на исполнение
расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на бесплатное
и общедоступное общее образование. Объём действующих расходных обязательств
отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных)
образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования. Задание учредителя обеспечивает
соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых МБОУ «Совхакасская
СОШ» услуг (выполнения работ) с размерами направляемых на эти цели средств бюджета.
Финансовое обеспечение задания учредителя по реализации ООП ООО осуществляется на
основе нормативного подушевого финансирования. Введение нормативного подушевого
финансирования определяет механизм формирования расходов и доведения средств на
реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и
бесплатного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.
Региональный расчётный подушевой норматив должен покрывать следующие расходы на
год:
•
оплату труда работников образовательных учреждений с учётом районных
коэффициентов к заработной плате, а также отчисления;
• расходы, непосредственно связанные с обеспечением образовательного
процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения,
расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов,
связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование
этой сетью);
•
иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением
образовательного процесса (обучение, повышение квалификации и т.д.).
В соответствии с установленным порядком финансирования оплаты труда
работников образовательных учреждений фонд оплаты труда МБОУ «Совхакасская СОШ»
состоит из базовой части и стимулирующей части. Базовая часть фонда оплаты труда
обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей, педагогических
работников, непосредственно осуществляющих образовательный процесс, учебно
вспомогательного и обслуживающего персонала МБОУ «Совхакасская СОШ». Размеры,
порядок и условия осуществления стимулирующих выплат определены в локальном
правовом акте МБОУ «Совхакасская СОШ», в том числе определены критерии и
показатели результативности и качества, разработанные в соответствии с требованиями
ФГОС к результатам освоения ООП ООО. В них включены: динамика учебных достижений
обучающихся, активность их участия во внеурочной деятельности; использование
учителями современных педагогических технологий; участие в методической работе,
распространение
передового
педагогического
опыта;
повышение
уровня
профессионального мастерства.
В части обучения детей с ОВЗ финансовое обеспечение реализации образовательной
программы основного общего образования для детей с ОВЗ учитывает расходы,
необходимые для создания специальных условий для коррекции нарушений развития.
Образовательная организация самостоятельно определяет:
соотношение базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
соотношение фонда оплаты труда руководящего, педагогического, инженернотехнического,
административно-хозяйственного,
производственного,
учебно
вспомогательного и иного персонала;
соотношение общей и специальной частей внутри базовой части фонда оплаты
труда;
порядок распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии
с региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
3.5.4. Материально-техническое
и
учебно-методическое
обеспечение
программы основного общего образования
Учебно-воспитательный процесс осуществляется в одном 3-х этажном типовом
здании образовательной организации, 1967 года постройки. Территория школы ограждена
деревянным забором, озеленена.
В здании имеются учебные помещения для проведения уроков по всем предметам
учебного плана начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Ежегодно в МБОУ «Совхакасская СОШ» проводится косметический ремонт.
4 учебных кабинета оборудованы интерактивными досками или экраном,
компьютером, мультимедийным проектором, необходимым количеством парт и стульев,
шкафами, предназначенными для хранения учебной и методической литературы. Кабинеты
физики, химищ биологии имеют лаборантские комнаты.
Для успешной работы каждый учебный кабинет имеет ответственного учителя, в
каждом кабинете имеется: паспорт кабинета, акт приемки кабинета. Все учебные кабинеты
содержатся в чистоте, ведется систематическая работа по пополнению материальной базы.
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности обеспечивает
возможность:
р еализации
индивидуальных
образовательных
планов
обучающихся,
осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность,
проведения естественнонаучных экспериментов с использованием учебного лабораторного
(в том числе цифрового) оборудования, вещественных и виртуально- наглядных моделей й
коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений,
цифрового (электронного) и традиционного измерений;
- физического развития, участия в физкультурных мероприятиях, тренировках,
спортивных соревнованиях и играх;
- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр,
оборудования, а также компьютерных технологий;
- планирования учебного процесса, фиксации его динамики, промежуточных и
итоговых результатов;
- размещения продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного
учреждения, осуществляющего образовательную деятельность;
- проведения массовых мероприятий, организации досуга и общения обучающихся;
- организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и
отдыха обучающихся.
Таким образом, материально-техническая база школы достаточна для реализации
основных общеобразовательных программ, инновационных педагогических процессов,
вместе с тем требует последовательного развития и укрепления.
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности обеспечивает
возможность:
р еализации
индивидуальных
образовательных
планов
обучающихся,
осуществления их самостоятельной образовательной деятельности;
- физического развития, участия в физкультурных мероприятиях, тренировках,
спортивных соревнованиях и играх;
- проведения массовых мероприятий, организации досуга и общения обучающихся;
- организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания
3.5.5. Информационно-методические условия реализации программы
Созданные в МБОУ «Совхакасская СОШ» информационно-методические условия
способствуют
•
сопровождению
официального
сайта
Учреждения
http://sovkhakasskayashkola.khakasiyaschool.ru
• доступу в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета,
• доступу к коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях,
• созданию и использованию информации,
• получению информации различными способами,
• включению обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую
деятельность,
• планированию учебного процесса и внеурочной деятельности, фиксированию
их реализации в целом, отдельных этапов, а также результатов,
• размещению документов и методических материалов в информационной среде
ОУ,
• достижения) 1шанйруёмых рёзу1Гьтатов освоения основных образовательных
программ и реализацию предусмотренных в ней образовательных программ,
• взаимодействию с социальными партнерами, в
том
числе
и
сетевого
взаимодействия, использованию ресурсов социума,
Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные
ресурсы
100%
Обеспеченность школьными учебниками.Учебники соответствуют
федеральному перечню учебников, рекомендуемых или допущенных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях