Адаптированная ЗПР Совхакасия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Совхакасская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕН
на заседании Педагогического Совета
с учетом мнения Совета
обучающихся и Совета родителей
Протокол от 29.08.2025 № 1

УТВЕРЖДЕН
Приказом МБОУ
«Совхакасская СОШ» от
29.08.2025 № 28

Адаптированная основная образовательная программа
основного общего образования для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7)

2

СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

стр. 3-4

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

стр. 5-13

1.1. Пояснительная записка

стр. 6-9

1.2. Планируемые результаты освоения АООП ООО

стр. 10-12

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения
АООП ООО

стр. 13-15

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

стр. 16-17

2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы

стр. 17-23

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

стр. 24-27

3.1. Учебный план

стр. 25

3.2. Условия реализации программы

стр. 26-27

3

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –АООП ООО) – это
образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории
обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
АООП ООО разработана и утверждена в соответствии с ФГОС ООО.
Структура АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития
АООП ООО обучающихся с ЗПР включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Определение варианта АООП ООО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК),
сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического
обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития
В основу разработки и реализации АООП ООО обучающихсяс ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП ООО обучающихся
с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются
в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это
обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП ООО
обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП ООО
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность
реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный
подход основывается
на теоретических
положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ЗПР школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП ООО обучающихся с ЗПР реализация
деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;

прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
4


обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических
результатов), позволяющих продолжить образование, но и жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП ООО обучающихся с ЗПР положены следующие
принципы:
• принципы
государственной
политики
РФ
в
области
образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность
образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• онтогенетический принцип;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП
основного общего образования ориентировку на программу основного общего
образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой
психического развития;
• принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»;
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что
обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.

5

I. Целевой раздел

6

1.1. Пояснительная записка
Цель реализации АООП ООО обучающихся с ЗПР – обеспечение выполнения
требований ФГОС ООО посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных
задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение
и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП ООО, целевых установок,
приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и
состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных
трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования;
• обеспечение возможности получения дальнейшего образования, в том числе и
профессионального;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с
использованием системы работы клубов, секций, кружков внеурочной деятельности,
проведение спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной
работы.
Общая характеристика АООП ООО обучающихся с ЗПР
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
образования обучающихся с ОВЗ разработана в соответствии с требованиями ФЗ-273
«Закона об образовании в РФ», федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования и требований СанПин.
Данная программа предполагает, что обучающийся с ЗПР получит образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья и в те
же сроки.
АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной
образовательной программы основного общего образования (далее - ООП ООО).
Требования к структуре АООП ООО (в том числе соотношению обязательной части и
части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и
результатам ее освоения соответствуют ФГОС ООО. Адаптация программы предполагает
введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП ООО,
требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям
7

реализации АООП ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО
обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося,
согласованная работа педагога и психолога с учетом индивидуальных образовательных
потребностей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников.Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения
речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития обучающегося с ЗПР зависит не только от
характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей
природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От
обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со
здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении основного
общего образования в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении
образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ основного общего образования
обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории
обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического
развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной
программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по
АООП ООО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом.
8

АООП ООО адресована обучающимся с ЗПР, достигшим уровня психофизического
развития, близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной
саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и
признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории
обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности
центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической
истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и
устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных
характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени
выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительномоторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др., но
при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития,
определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления
об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют
выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и
специфические.
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между уровнями образования;
 получение основного общего образования в условиях образовательных
организаций общего адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО (вариант 7), характерны
следующие специфические образовательные потребности:
 адаптация основной общеобразовательной программы основного общего
образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости,
низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также
специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
9

 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных
методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний,
в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения
и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование
навыков социально одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
 обеспечение
взаимодействия
семьи
и
образовательной
организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

10

1.2. Планируемые результаты освоения АООП ООО
Самым общим результатом освоения АООП ООО обучающихся с ЗПР должно
стать полноценное основное общее образование, развитие социальных (жизненных)
компетенций.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
ЗПР АООП ООО соответствуют ФГОС ООО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы
Результаты
освоения
программы
коррекционной
работы
отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений
обучающихся с ЗПР в различных средах:

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь
для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать
адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни,проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии
повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и
вещей;
в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность
в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
в умении ориентироваться в жизненном пространстве и просить помощи в случае
затруднений, ориентироваться в окружающем мире;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать
посильное участие, брать на себя ответственность;
в учении самостоятельно принимать решения, учиться делать выбор и на уровне
окончания основного общего образования принять решение о дальнейшем своем
трудоустройстве.

овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
11

в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и
т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с
бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных
представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности
(безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и
природной среды;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту обучающегося;
в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом
собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной
жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной
результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других
людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами.

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного
статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и
незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать
принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с
возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к
себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки
адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным
за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации
социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП ООО должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные
занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других
ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
12

способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметнопрактической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметнопрактической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять
и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс
и результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП
ООО предметные, метапредметные и личностные результаты;
сформированные в соответствии АООП ООО универсальные учебные действия.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.

13

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
освоения АООП ООО
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с
требованиями ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных
достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательной
организации и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки
состояния и тенденций развития системы образования.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП ООО предполагает комплексный подход к оценке результатов
образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп
результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо
при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может
быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация
планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно
невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АООП ООО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по
итогам освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся с задержкой психического развития:

привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);

присутствие в начале работы этапа общей организациидеятельности;

адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей
и индивидуальных трудностей обучающихся с задержкой психического развития:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими
смысловыми акцентами;

при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с зпр (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение
формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

увеличение времени на выполнение заданий;

возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении обучающегося проявлений утомления, истощения;

недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
14

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения АООП ООО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы, составляющей неотъемлемую часть АООП ООО, осуществляется в полном
соответствии с требованиями ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы опора делается на следующие
принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются
одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов освоения
программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие
положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих
успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений
развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы осуществляется с помощью мониторинговых процедур. Мониторинг, обладая
такими
характеристиками,
как
непрерывность,
диагностичность,
научность,
информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку
достижений
планируемых
результатов
освоения
обучающимися
программы
коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости) коррективы в ее
содержание и организацию. В целях оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР
программы коррекционной работы целесообразно используется все три формы
мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся, выявить исходный уровень
развития интегративных показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений
развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение
всего времени обучения обучающегося на ступени основного общего образования.
При использовании данной формы мониторинга используется экспрессдиагностика интегративных показателей, состояние которых позволяет судить об
успешности (наличие положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже
незначительной положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых
результатов овладения программой коррекционной работы. Данные экспресс-диагностики
выступают в качестве ориентировочной основы для определения дальнейшей стратегии:
продолжения реализации разработанной программы коррекционной работы или внесения
в нее определенных корректив.
15

Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе
(окончание учебного года, окончание обучения на определенном уровне обучения),
выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР в соответствии с планируемыми
результатами освоения обучающимися программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и финишной
диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и
индивидуальных
особенностей
обучающихся,
их
индивидуальных
особых
образовательных потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы используется метод экспертной оценки, который представляет собой процедуру
оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). Данная группа
экспертов объединяет всех участников образовательного процесса - тех, кто обучал, кто
обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной
группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной
(жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи и близких.
Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит
анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, учитывается мнение родителей
(законных представителей), поскольку наличие положительной динамики обучающихся
по интегративным показателям, свидетельствующей об ослаблении (отсутствии
ослабления) степени влияния нарушений развития на жизнедеятельность обучающихся,
проявляется не только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения
программы коррекционной работы обучающегося с согласия родителей (законных
представителей)
направляют
на
повторное
психолого-медико-педагогическое
обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы
в организацию и содержание программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не
выносятся на итоговую оценку.

16

II. Содержательный раздел

17

Программа формирования универсальных учебных действий; программа
отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; программа духовнонравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР; программа формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа внеурочной
деятельности соответствуют ФГОС ООО (смотреть ООП ООО ГБОУ СОШ с.
Дмитриевка).
Структура АООП ООО предполагает введение программы коррекционной работы.

2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа
коррекционной
работы
предусматривает
индивидуализацию
специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы
коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых
образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной
программы реабилитации.
Цель программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС
ООО обучающихся с ОВЗ - создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в
освоении АООП ООО, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом и
речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Направления и содержание программы коррекционной работы осуществляются во
внеурочное время. Объем и содержание определяются в зависимости от образовательных
потребностей обучающихся.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
осуществление
индивидуально-ориентированного
психолого-медикопедагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых
образовательных потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП ООО;
возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию
представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени основного общего образования
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её
основное содержание:
· диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление характера и
интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им
социально-психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
· коррекционно-развивающая
работа обеспечивает
своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует
формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных);
· консультативная
работа
обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам
реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
18

воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
· информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса —
обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностическая работа

Направление
работы

Основное содержание
ограниченными возможностями здоровья при освоении основной
образовательной программы основного общего образования;
разработка индивидуального образовательного маршрута ребёнка
с ОВЗ в рамках образовательного учреждения;
проведение комплексной социально-психолого-педагогической
диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья,
выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой, познавательной,
речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой
развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
(мониторинг динамики развития, успешности освоения
образовательных программ основного общего образования).

19

Исполнители
зам.
директора по
УВР
педагогпсихолог
учительлогопед

Коррекционно-развивающая работа
Консультативная работа

реализация комплексного индивидуально ориентированного
социально-психолого-педагогического в условиях образовательного
процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с
учётом особенностей психофизического развития;
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья коррекционных программ/методик,
методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
организация и проведение индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления
нарушений развития и трудностей обучения;
коррекция и развитие высших психических функций,
эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
развитие универсальных учебных действий в соответствии с
требованиями основного общего образования;
развитие и укрепление зрелых личностных установок,
формирование адекватных форм утверждения самостоятельности,
личностной автономии;
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных
состояний;
развитие форм и навыков личностного общения в группе
сверстников, коммуникативной компетенции;
развитие компетенций, необходимых для продолжения
образования и профессионального самоопределения;
формирование навыков получения и использования информации
(на основе ИКТ), способствующих повышению социальных
компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий
жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимися с ограниченными
возможностями
здоровья,
единых
для
всех
участников
образовательного процесса;
консультирование специалистами педагогов по выбору
индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с
ограниченными возможностями здоровья;
консультационная поддержка и помощь, направленные на
содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места
обучения в соответствии с профессиональными интересами,
индивидуальными способностями и психофизиологическими
особенностями.

20

зам.
директора по
УВР
учительлогопед
педагогпсихолог

зам.
директора по
УВР
педагогпсихолог

Информационно-просветительская
работа

информационная поддержка образовательной деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями, их
родителей (законных представителей), педагогических работников;
различные формы просветительской деятельности (лекции,
беседы,
информационные
стенды,
печатные
материалы),
направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим
недостатки в развитии), их родителям (законным представителям),
педагогическим
работникам
—
вопросов,
связанных
с
особенностями образовательного процесса и сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
проведение тематических выступлений для педагогов и
родителей
(законных
представителей)
по
разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий
детей с ОВЗ.

зам.
директора
педагогпсихолог
зам.
директора
педагогпсихолог

Характеристика содержания программы
Диагностическая работа
Задачи
Планируемые
(направления
результаты
деятельности)
Первичная
Создание банка данных
диагностика
обучающихся,
нуждающихся
в
специализированной
помощи.
Углубленная
Получение объективных
диагностика детей сведений
об
с
ОВЗ,
детей- обучающемся
на
инвалидов
основании
диагностической
информации
специалистов
разного
профиля,
создание
диагностических
"портретов" детей
Определение
Получение объективной
уровня
информации
об
организованности
организованности
ребенка,
ребенка, умении учиться,
особенности
особенности личности,
эмоциональноуровню
знаний
по
волевой
и предметам.
личностной сферы; Выявление нарушений в
уровень знаний по поведении
предметам
(гиперактивность,
замкнутость,
обидчивость и т.д.)

Виды и формы
деятельности,
мероприятия
Наблюдение, логопедическое и
психологическое обследование;
анкетирование
родителей,
беседы с педагогами
Диагностирование
Заполнение
диагностических
документов
специалистами
(речевой
карты,
протокола
обследования)

Сроки
проведения
сентябрь

сентябрь

Анкетирование, наблюдение во сентябрь
время
занятий,
беседа
с октябрь
родителями, посещение семьи.
Составление характеристики.

21

-

Коррекционно-развивающая работа
Задачи
Планируемые
(направления)
результаты
деятельности
Обеспечить
Планы,
программы
педагогическое
сопровождение
детей
с
ОВЗ,
детей-инвалидов
Обеспечить
Позитивная динамика
психологическое
развиваемых
и логопедическое
параметров
сопровождение
детей
с
ОВЗ,
детей-инвалидов
Создание условий
для сохранения и
укрепления
здоровья
обучающихся
с
ОВЗ,
детейинвалидов

Виды и формы
деятельности,
мероприятия
Разработать индивидуальную
программу по предмету.
Осуществление
педагогического
мониторинга
достижений
обучающихся
1. Составление
расписания
индивидуальных занятий.
2. Проведение коррекционноразвивающих занятий.
3. Отслеживание
динамики
развития ребенка
Разработка
рекомендаций
для педагогов, учителя, и
родителей по работе с
детьми с ОВЗ.
Внедрение
здоровьесберегающих
технологий
в
образовательный
процесс
Организация и проведение
мероприятий, направленных
на
сохранение,
профилактику здоровья и
формирование
навыков
здорового и безопасного
образа жизни.
Реализация
профилактических программ

Консультативная работа
Задачи
(направления)
Планируемые результаты
деятельности
Консультирование 1. Рекомендации, приёмы,
педагогов
упражнения и др. материалы.

Сроки
проведения
август

август
в течение года

в течение года

Виды и формы
деятельности,
мероприятия
Индивидуальные,
групповые, тематические
консультации
Консультирование 1. Рекомендации, приёмы, Индивидуальные,
групповые, тематические
обучающихся по упражнения и др. материалы.
выявленных
2.
Разработка
плана консультации
проблемам,
консультативной работы с
оказание
обучающимися
превентивной
помощи
Консультирование 1. Рекомендации, приёмы, Индивидуальные,
групповые, тематические
упражнения и др. материалы.
родителей
2.
Разработка
плана консультации
22

Сроки
проведения
в течение года
в течение года

в течение года

консультивной
родителями

работы

с

Информационно-просветительская работа
Задачи (направления)
деятельности

Планируемые
результаты

Информирование родителей
(законных представителей) по
медицинским, социальным,
правовым и другим вопросам
Психолого-педагогическое
просвещение педагогических
работников
по
вопросам
развития,
обучения
и
воспитания данной категории
детей

Организация работы
семинаров,
тренингов
Организация
методических
мероприятий

Виды и формы
деятельности,
мероприятия
Информационные
мероприятия
Информационные
мероприятия

Сроки
проведения
в течение года

в течение года

Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
1. Этап
сбора
и
анализа
информации
(информационно-аналитическая
деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для
учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых
образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия
требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и
кадровой базы школы.
2.
Этап
планирования,
организации,
координации
(организационноисполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом
организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую
направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения,
воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3.
Этап
диагностики
коррекционно-развивающей
образовательной
среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация
соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и
образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
4. Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых
изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов
работы.
Механизмы реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения,
обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями
здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:

комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении
ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
23


составление индивидуальных планов общего образования и коррекции
отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной
сфер ребёнка.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует
обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное
взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями
различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Социальное партнёрство включает:
ество с учреждениями образования и другими ведомствами по
вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации,
здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями
инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

24

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

25

3.1. Учебный план
Обязательные предметные
соответствуют ФГОС ООО.
Предметные
области
Предметы
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Иностранные
языки
Математика и
информатика

Общественнонаучные
предметы

Естественнонаучные
предметы

области

Учебные классы

учебного

плана и учебные предметы

Количество часов в неделю
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс

Русский язык
Литература

5
3

6
3

4
2

3
2

3
3

Иностранный язык
(английский)

3

3

3

3

3

5

5
3
2

3
2

3
2

Математика
Алгебра
Геометрия
Вероятность и
статистика
Информатика
История
Обществознание
География
Биология

1

3

3

Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Математика
Биология
Физическая культура
Финансовая грамотность
Функциональная грамотность
Максимально
допустимая недельная
нагрузка

1

1

3

2

2

1
2
2
2
2
1

1
2
2
3
2

1
2

1

2

1

1

1
1

1
1

2
2
2

1

1

1

1

1

1

2
2

2
2

2
2

Физика

Химия
Искусство
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология) Труд (технология)
Физическая
Физическая культура
культура
Основы
Основы
безопасности и
безопасности и
защиты Родины
защиты Родины

1

27

28

30

30

32

1
1

2
1

2
1

3
1

1

1

3
1
1
1

1
1
1

29

26

30

32

32

35

3.2. Условия реализации программы
Образовательные технологии, используемые в учебном процессе
Современные образовательные технологии способствуют созданию благоприятных
условий для проявления творческих способностей, раскрытию личностного потенциала
каждого учащегося. Для реализации АООП ООО ЗПР используются следующие
технологии:
- информационно-коммуникационные технологии;
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-проектные методы обучения;
-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других
видов обучающих игр;
-здоровьесберегающие технологии;
-технология учебного исследования;
- технология развивающего обучения;
-технология разноуровневого обучения.
В связи с использованием современных образовательных технологий возрастают
требования к профессионализму учителей школы. Педагоги, работающие по
адаптированным образовательным программам, в системе повышают свое педагогическое
мастерство и осваивают новые технологии.
Кадровые условия
В школе работают педагог-психолог, учитель-логопед. Педагогический коллектив
школы работает в тесном сотрудничестве с инспектором по делам несовершеннолетних,
отделом социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и
защите их прав, которые вместе с педагогами школы проводят профилактическую работу
с учащимися и их родителями, что позволяет сохранить контингент учащихся.
Педагоги, которые реализуют программу коррекционной работы АООП ООО
обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), имеют соответствующее образование.
Все специалисты прошли курсы повышения квалификации в области
инклюзивного образования, подтвержденные удостоверением о повышении квалификации
установленного образца.
При необходимости образовательная организация может использовать сетевые
формы реализации программы коррекционной работы.
Педагоги, которые реализуют предметные области АООП ООО обучающихся с
ЗПР (Вариант 7.1), имеют соответствующее образование.
Руководящие работники имеют удостоверение о повышении квалификации в
области инклюзивного образования установленного образца.
Финансовые условия
Финансовое обеспечение образования обучающихся с ЗПР осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и учетом особенностей,
установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».