Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Совхакасская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
На педагогическом совете
Протокол №1
От 30.08.2024г
Утверждено
Приказом директора школы
№ 8 от 30.08.2024
Учебный план АООП
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по варианту 1
на 2024 – 2025 учебный год
с. Советская Хакасия 2024г.
Пояснительная записка
Учебный план начального общего образования Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Совхакасская средняя общеобразовательная школа»
(далее - учебный план) для 1-4 и 5-9 классов, реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу (далее – АООП) обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в области образования,
обеспечивает реализацию требований ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС УО), выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, установленных действующими
санитарными правилами и СанПиН.
АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разрабатывается на весь период обучения и может содержать несколько учебных планов,
включая индивидуальные учебные планы, создаваемые как для отдельных обучающихся,
так и для группы школьников.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены обязательные предметные
области и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей этой категории обучающихся. С целью коррекции недостатков психического
и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит коррекционноразвивающая область, включающая как обязательные коррекционные курсы,
определяемые ФГОС УО, так и курсы, определяемые образовательной организацией с
учетом индивидуальных особенностей ребенка и его особых образовательных
потребностей.
Учебный план начального этапа обучения составляется на четыре года или пять лет в
зависимости от сроков реализации образовательной программы. Решение о пролонгации
сроков образовательная организация принимает с учетом психофизических особенностей
обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения. Формы организации образовательного процесса в рамках реализации АООП
определяет организация.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с умственной отсталостью
учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально
допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Формы
организации внеурочной деятельности разнообразны, и их выбор определяется
общеобразовательной организацией.
Коррекционно-развивающая область согласно требованиям ФГОС УО является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными
(групповыми) и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными курсами – ритмикой, коррекционными занятиями, логопедическими и
психокоррекционными, а также дополнительными – дефектологическими занятиями.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя
из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на
реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (спортивнооздоровительное, нравственное, социальное и общекультурное) является неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
в
общеобразовательной
организации.
Образовательная организация предоставляет
обучающимся
возможность
выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно в рамках общего
количества часов, предусмотренных учебным планом (2 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
определяется образовательной организацией.
Учебный план АООП
начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по варианту 1 (1–4-й классы) (недельный)
Предметные
области
Класс
Количество часов
I
II
III
IV
Всего
1-4
класс
Всего
За год
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
3
3
3
3
12
3
102
Чтение
3
4
4
4
15
4
136
Речевая практика
2
2
2
2
8
2
68
2. Математика
Математика
3
4
4
4
15
4
136
3. Естествознание
Мир природы и
человека
2
1
1
1
5
1
34
4. Искусство
Музыка
2
1
1
1
5
1
34
Рисование
(изобразительное
искусство)
1
1
1
1
4
1
34
5. Физическая
культура
Адаптивная
физическая культура
3
3
3
3
12
3
102
6. Технология
Ручной труд
2
1
1
1
5
1
34
21
20
20
20
81
20
680
-
3
3
3
9
-
=
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
21
23
23
23
90
20
680
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
6
24
6
логопедические
занятия
3
3
3
3
12
2
развитие
психомоторики и
сенсорных процессов
2
2
2
2
8
4
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
План внеурочной деятельности (недельный)
Учебные курсы
Разговоры о важном
ИТОГО недельная
нагрузка
1
1
Количество часов в неделю
2
3
1
1
1
всего
4
1
1
1
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов.
Предметные области
Класс
Учебные предметы
Количество часов
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
5-9
класс
всего
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
4
4
4
4
4
20
4
136
Чтение (Литературное
чтение)
4
4
4
4
4
20
4
136
Математика
4
4
3
3
3
17
4
136
Информатика
-
-
1
1
1
3
1
34
Природоведение
2
2
-
-
-
4
2
68
Биология
-
-
2
2
2
6
-
2
2
2
2
8
2
68
Основы социальной
жизни
2
2
2
2
2
10
2
68
Мир истории
-
2
-
-
-
2
2
68
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
-
Рисование
(изобразительное
искусство)
2
-
-
-
-
2
-
6. Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
2
2
2
2
2
10
2
68
7. Технология
Профильный труд
6
6
7
7
7
33
7
238
Итого
27
28
28
28
28
139
30
1020
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
2
2
1
1
1
7
-
-
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
29
30
30
30
30
149
30
1020
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
6
6
30
6
204
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
4
20
4
136
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество География
5. Искусство
План внеурочной деятельности (недельный)
Учебные курсы
Разговоры о важном
ИТОГО недельная нагрузка
5
1
Количество часов в неделю
6
7
1
1
1
8
1
9
1
Надомное обучение
3.Индивидуальный учебный план
Образовательные
области
Язык и речевая
практика
Математика
Окружающий мир
Коррекционноразвивающая
область
Количество
часов
Формы
промежуточной
аттестации
Обязательная часть
Альтернативная коммуникация
1
Мониторинг
Математические представления
1
Мониторинг
Окружающий природный мир
1
Мониторинг
Окружающий социальный мир
1
Мониторинг
Предметно-практические
действия
Двигательное развитие
2
Мониторинг
2
Мониторинг
Образовательные компоненты
Максимальное количество часов в неделю
8 часов